ул. Арбат, 35
(499) 248-54-68



Пресса о нас

Главная / Пресса о нас / Пресса о нас
Пресса о нас

01 октября 2012. Начало в 13.42.
«Главное, чтоб нам не мешали». Интервью с И.Я. Золотовицким.

Газета "ДА"N1(142), октябрь 2012

ГЛАВНОЕ, ЧТОБ НАМ НЕ МЕШАЛИ

Правление ЦДА им. А.А. Яблочкиной назначило в прошлом сезоне директорами Дома двух актеров — Игоря Золотовицкого и Александра Жигалкина.
В преддверии нового сезона редакция встретилась с Игорем Золотовицким и попросила рассказать о предстоящих планах.

- Игорь, прошел год после того, как Вас и Александра Жигалкина назначили директорами Дома актера. Как себя ощущаете?
- Да, прошел почти год, точнее сезон, который пролетел. Буду говорить и от себя, и от имени Саши, честно сказать, без него как-то и неприлично давать интервью.
Он взял на себя большую нагрузку по решению многих проблем.
Я, знаете ли, честно говоря, не очень доволен собою. Сашей — доволен, а вот собою не очень. Я же максималист, думал, что все сразу, так раз, и радостно будет. Все будут говорить мне: «Вот ты — такой хороший. Вот тебе деньги: делай ремонт!», — почти как в нашем спектакле "Дом" (спектакль МХТ им. А.П. Чехова — от ред»).
Ничего подобного! Дело даже не в отсутствии друзей или поддержки.
Слава Богу, документы у нас в порядке, но все-таки возникают проблемы, мешающие начать полноценную реконструкцию, которая просто необходима и которую мы непременно сделаем, потому что иначе нам будет неинтересно. Необходимо создать условия для творческой работы, чтобы дать возможности работать молодежи, да и не только ей, но всем-всем, кто причастен к этому месту.
Я думал, что мы летом начнем ремонт, а к открытию, 10 октября, все закончим. Есть, наверное, и объективные причины, что мы не смогли этого сделать (это я оправдываться сейчас буду), потому что в стране прошли новые выборы, сменилось правительство, а тут без чиновников никуда не денешься. Здание огромное, чтобы решить все проблемы строительства, просто друзьями не обойтись. Короче нас это тревожит, но все-таки мы оптимисты и уверены, что намеченное будет сделано.
Думаю, если дело удастся сдвинуть, то дальше уже все пойдет лучше.
- В таких культовых домах как ЦДА сложились свои традиции, будете ли вы их сохранять?
- Традиции, безусловно, сохранять надо, но и меняться тоже надо. А в чем-то может быть и надо становится жестче. Пришло другое время, интонация другая. Иногда я сам не попадаю в это время: все-таки не мальчик уже, хотя хочется уловить и схватить его нерв.
С одной стороны, было бы глупо рисовать радужные картины, рассказывать, как здесь все классно. С другой, — радует, что есть люди, которые идут навстречу нам, разговаривают с нами, им нравится то, что мы успели сделать.
Можем и похвастаться. Во-первых, у ЦДА на данный момент нет долгов, во-вторых, все помещения, предназначенные для аренды, сданы, — Дом Актера согласно Уставу живет на прибыль от аренды. Больше того, желающих арендовать площади оказалось больше, и у нас даже возникла очередь.
Много людей вернулось сюда: в том числе, и ты с газетой «ДА» (Прежнее руководство закрыло газету и опечатало комнату редакции — от ред.).
- Да, спасибо, что вернули помещение без проволочек.
- Конечно, хочется иметь бОльшие финансовые возможности во всем: начиная от поддержки газеты, заканчивая реконструкцией ЦДА. Мы все ученики О.П. Табакова, в том числе, учились у него деловым качествам. Он не гнушался начинать наводить порядок с туалетов, и мы тоже начали ремонт туалетов сейчас на всех этажах. Понимаю, стану объектом иронии, но туалет — это показатель культуры.
- Не помню, кто из великих сказал, что цивилизация нации проверяется по качеству туалетов, да?
- Абсолютно точно. С одной стороны, нужно думать о нуждах низкой жизни, с другой, всем нам не забывать, что в ЦДА был всегда местом дружеского общения, поэтому, надо, работая здесь, проявлять уважение к каждому — от уборщицы до творческого сотрудника.
Если вспоминать ушедший 75-й юбилейный сезон, то у нас хорошо прошел юбилей. Владимир Иванов был режиссером вечера, который проходил в вахтанговском театре. Он положил много сил на его проведение: его можно считать героем Советского Союза. Все прошло в лучших традициях, заложенных славным прошлым. И сценарий был замечательный, и сколько актеров откликнулось и приняло участие в вечере. Всем огромное спасибо!
Наша новая история с творческими вечерами известных актеров имела успех, и много людей, кто побывали на них, восхищались нашей затеей. Мы с Сашей даже были удивлены, что нам не последовало ни одного нарекания к тому, что эти мероприятия были платными. Все билеты были проданы, абсолютно все. Мы рады, что рядовой зритель протаптывает новую дорожку к Дому актера, что у него есть потребность купить билет и придти в ЦДА.
Самый большой биток случился на вечере Сергея Юрского. Это говорит о том, что настоящее все-таки востребовано! Когда я сидел на вечере Юрского, то думал о том, как нам будут завидовать будущие поколения, что мы были приобщены к искусству этого большого актера. Мы ведь сейчас, когда встречаемся с глубокими стариками, которые рассказывают нам, что видели Михаила Чехова, то мы застываем в священном трепете перед ними. А как провел вечер Юра Стоянов, а Женя Гришковец, Сергей Гармаш, Анна Ардова, а Костя Райкин! Я Костю таким никогда не видел, никогда! Как он читает Давида Самойлова! Вот где можно увидеть воочию, что такое профессия актера. И все -все эти вечера были уникальны, поэтому люди звонят и спрашивают когда будут следующие. И где, как не в Доме Актера проходить таким вечерам. Такие встречи нам с Сашей Жигалкиным внушают оптимизм, и конечно мы будем продолжать начатое.
Сейчас пытаемся сделать с выпускниками РАТИ (ГИТИС) — курс Андрея Щукина — детский спектакль, чтобы и детским спектаклем зарабатывать. Да, зарабатывать, и ничего зазорного я не вижу. Тут столько сплетен до нас доходит, что совсем несправедливо. Мы прекрасно понимаем, что у многих до сих пор чешутся руки, чтобы отобрать это здание. Но когда у нас есть поддержка в лице нашего прекрасного правления, наших мудрых стариков, корифеев, которые настолько умны и настолько адекватны к происходящему, что мы спокойны за их спиной и нам легче. Они всегда помогут, подскажут, поймут. Это просто здорово — иметь такой надежный тыл.
Мы также благодарны за сотрудничество Михаилу Михайловичу Задорнову, президенту – председателю банка ВТБ24, Сергею Капкову, главе департамента культуры г. Москвы, Виталию Игнатенко, генеральному директору ИТАР – ТАСС.
- Архитектор, дизайнер, сценограф Саша Боровский ходил по этажам ЦДА не случайно?
- У Сани времени нет, но он привел сюда прекрасного архитектора Сережу Куцевалова, который участвовал во многих замечательных проектах, включая проекте строительства «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Куцевалов принес нам уже эскиз-проект.
- Что предполагается менять по новому архитектурному проекту?
- Речь не идет о реконструкции всех семьи этажей, а только о пространстве фойе и большого зала. Должен быть уютный театральный зал. Конечно, хотелось бы, чтобы сцена была начинена современной театральной техникой. Все это не так дешево. Сейчас мы имеем не театральный, а актовый зал. В лучшем случае сюда приезжают наши друзья с канала "Культура" со своим светом, своими возможностями и как-то делают картинку. Огромное им спасибо за это, потому что картинка у них на экране получается невероятно красивая. Те вечера, которые транслировал канал — Стоянова, Юрского, Гришковца — по картинке изумительны, но мы не хотим добиваться впечатления косметическими, телевизионными эффектами. Мы бы предпочли все-таки сделать современную площадку – трансформер с залом мест на 400. В Москве таких свободных площадок очень мало: Центр на Страстном, ЦИМ, да Винзавод. Как только появляется свободная площадка, то сразу же инициируются фестивали, начинают действовать на постоянной основе интересные программы. К примеру, фестиваль "Твой шанс" — на Страстном, "Платформа" — на Винзаводе и т. д. Нам бы хотелось, чтобы и здесь в ЦДА была такая площадка. Аппетит-то у нас большой, а вот сколько мы денег найдем... Вот инженеры предлагают, например, сделать гидравлические плуджеры...
- Переведи на русский, пожалуйста.
- Плуджеры — это такие приспособления, которые могут менять уровень высоты пола на сцене и в зале. У нас же нет сцены в классическом понимании с подъемником. И одно дело, когда люди поднимают пол вручную, а другое, — когда все запускается на нужный уровень кнопочкой.
А в контексте нашей деятельности — вечеров и всяких юбилеев — это очень важно. Можно, к примеру, сравнять пол, поставить столики, как в кабаре. Площадка может стать удобной для всех спектаклей, идущих в формате малой сцены, если будет технически обеспечена трансформацией. Даже больше скажу: вот малая сцена МХТ захлебывается от количества спектаклей. Выпускаются премьеры, а потом максимум играются один - два раза в месяц. Если наша площадка будет соответствовать современным техническим требованиям, то почему бы не играть здесь спектакли не только МХТ, но других как столичных, так провинциальных театров...
И конечно надо что-то делать с фойе. С шестидесятых годов тут ничего не менялось, поэтому сказать, мол, у нас стилизация под 60-е, нельзя.
Может быть мы, конечно так и сделаем, стилизуем, но тогда будет видно, что это не старье...
Денис Евстигнеев рассказал мне, какой ужас в Доме Кино творится. Туда заходишь и ощущение, как будто только взяли Берлин, и еще осталась горстка фашистов, которые сидят в этом здании и рушат его. Все такое убогое. У нас, к счастью, нет убогости, что радует.
Главное, что люди уже сейчас говорят: «Можно после ремонта мы к вам первыми будем, начнем здесь осваивать что-то новое? Мы и с Женей Гришковцом обсуждали возможность поставить его новый спектакль в стенах ЦДА уже не моно, а с другими московскими артистами. Думаю, вот тогда уже случится какая -то радостная суета, та, что перед выпуском премьеры, когда есть волнение, но радостное.
Мы будем счастливы, если к январю начнем реконструкцию.
- Будем надеться, что удастся сдвинуть такую махину и пожелаем Вам успеха. Вы уже начали говорить о творческих программах, какие проекты, идеи циркулируют или уже вами с Сашей приняты к реализации?
- Мы будем продолжать творческие встречи с известными актерами, о чем я говорил выше, уже есть вполне конкретные договоренности с людьми.
Потом есть задумка у Саши Яцко, актера Театра им. Моссовета по поводу 150-летия со дня рождения К.С. Станиславского. В МХТе будет проходить все серьезно, а мы думаем сделать капустник: со Станиславского же начались все капустники. И мы отпразднуем его 150-летие прекрасной остроумной идеей в конце января, перед закрытием на ремонт, может быть.
- В прошлом сезоне вы возродили традицию посвящения в артисты?
- Для молодых ребят это ведь значимое событие. И в нашу молодость посвящение точно также было значимо. Безусловно, важная дата — столетие Георгия Павловича Менглета, который был своим в ЦДА. Другое дело, что такие вечера должны стать творческими событиями. Мы же вспоминаем большого актера. И на сцене надо постараться дух такого актерства возродить. Инициатива такого вечера исходит от Театра Сатиры, конечно, делать его будем совместными усилиями.
Продолжает работу малый зал, который в ЦДА совсем небольшой, мест на 60 мест, и прекрасно. Тут приходят к нам и недавние выпускники, кто хочет сохранить и поиграть дипломные спектакли, и четверокурсники приходят. Радостно, что на самом деле идут молодые, а не как раньше — всем уж под пятьдесят, а все — молодежная секция. А вот сейчас вот наша Люся Черновская собрала все-таки молодежь со всех театров, не только из драматических, но и из Большого, Оперетты, музыкального театра Станиславского. Молодежь тут зажигала. Вот это и есть клубная жизнь, которую надо продолжать налаживать.
Не потеряли прежних связей с Берлином: ездили туда делегацией. Подумали, что в США Дом актера никогда не был. Я преподавал летом в Гарварде, в Бостоне и у Саши возникла идея наладить связи с США. В Бостоне есть большущая русская диаспора, так там помнят и Дом Актера, и Маргариту Александровну Эскину, и те времена. Я вот стал первые такие контакты налаживать по поводу приезда в Бостон Дома Актера. Почему бы и нет.
Планов — громадье, главное, чтобы нам не мешали.
А пока мы готовим открытие 76-го сезона ЦДА, которое состоится 10 октября.
Беседу вела Ольга Галахова -