ул. Арбат, 35
(499) 248-54-68



О доме

Главная / Наш дом
Знаменитый фасад «Дома с рыцарями» (1913, арх. В.Е.Дубовской)

Знаменитый фасад «Дома с рыцарями» (1913, арх. В.Е.Дубовской)

Панорама мраморного фойе Большого зала

Панорама мраморного фойе Большого зала

Директорский кабинет ЦДА. До 2009 г. — кабинет М.А.Эскиной

Директорский кабинет ЦДА. До 2009 г. — кабинет М.А.Эскиной

Центральный Дом актера — уникальное творческое объединение, не имеющее аналогов во всем мире.

Организован Александром Моисеевичем Эскиным в 1937 году как актерский клуб, как место отдыха и неформального общения людей театра.

За годы своего существования Дом актера стал центром творческой жизни интеллигенции, выполняющим работу по профессиональной и социальной поддержке работников театров, как начинающих, так и ветеранов сцены.
Для актерского братства это настоящий живой дом. Здесь начиналась биография тех, кто сейчас составляет гордость современного театра: театр «Мастерская П. Фоменко», «Квартет И», театр А. Калягина, театр А.Джигарханяна, осуществлялись проекты О. Меньшикова, М. Козакова, О. Аросевой, И.Муравьевой, Л. Гурченко, Т. Догилевой, О. Мысиной и многие другие.

После пожара дома на Тверской (ул. Горького, 16) Дом актера занимает помещение на Арбате, 35, которое Указом Президента России было передано ЦДА в безвозмездное пользование. Большую роль в становлении Дома сыграла Маргарита Александровна Эскина (1933-2009), которая руководила Домом с 1987 года до своего последнего дня. Именно при ней актерскому сообществу удалось отстоять здание на Арбате, 35, а творческая жизнь актерского клуба обрела свое неповторимое выражение.

Сегодня в ЦДА одновременно работает 5 театральных площадок: Большой зал, Малый, Камерный, Гостиная, Арт-салон. В декабре 2019 года завершилась генеральная реконструкция Большого зала и фойе, радикально изменившая не только дизайн главной сцены дома, но и ее технические возможности.

 Большой зал после реконструкции На Большой сцене презентация книги Александра Ширвиндта.Александр Жигалкин, Александр Ширвиндт, Константин Райкин

 

После реконструкции новую жизнь обрело фойе Большого зала — современное арт-пространство для художественных выставок, презентаций, музыкальных вечеров и даже спектаклей.

В обновленном кирпичном фойе — Выставка театральных портретов, посвященная Всемирному Дню театра Инсталляция «Черный Моцарт»
в кирпичном фойе 

 

Сегодня на всех сценических площадках Дома актера кипит творческая жизнь: вечера, премьеры, презентации, семинары, выставки, мастер-классы, фестивали. Этот Дом стал местом живого актерского общения для творческой интеллигенции не только Москвы, но и всей России: с большим размахом реализуется проект «Театральная провинция», представивший за несколько сезонов около сотни спектаклей театров России.

Театр из Якутии — гость
«Театральной провинции»

«Театральная провинция».
Буинский драматический театр (Татарстан)

 

Продолжается сотрудничество с российскими зарубежными центрами науки и культуры. Париж, Берлин, Копенгаген, Хельсинки, Прага, Вена, Будапешт, Братислава — вот постоянные зарубежные адреса театральных гостиных Дома.

Жизнь актера от первых шагов до творческой зрелости находится в центре внимания Дома. Программа «Бюро молодежных проектов» направлена на раскрытие творческих возможностей начинающего актера от вчеров «Знакомьтесь, первый курс» до «Посвящения в артисты».

 

«Бюро молодежных проектов».
Студенты театральных ВУЗов Москвы. Фото на память
«Бюро молодежных проектов». На Большой сцене — студенты из ВГИКа 

 

В рамках программы «Еще не вечер» ветеранам сцены ежемесячно оказывается материальная и творческая помощь.
Традиционно творческую жизнь дома определяет предельная открытость и универсальность. «Актерские посиделки», организованные Л.Черновской объединяют известных мастеров и начинающих.Классический капустник, исполненный «для своих» в непринужденной атмосфере актерского клуба пользуется неизменной популярностью.

«Актерские посиделки» у Люси Черновской

Драматическая труппа «Блуждающие звезды». «Один день из жизни девицы Любы Отрадиной»

 

Интересным событием в жизни дома стало рождение своего театра «Блуждающие звезды». Драматическая труппа, собранная из актеров московских театров режиссером П.Тихомировым за несколько лет сумела сложиться в интересный творческий коллектив со своим репертуаром и публикой.

С 1992 года при Доме Актера существует Центр развития детского интеллекта и творчества для детей актеров (Детская школа), который дает стройный, комплексный курс дошкольный подготовки.

Дом Актера — территория свободного творчества, объединяющая людей искусства независимо от возраста, места прописки и политических взглядов. Для тех, кто по-настоящему любит театр, здесь возможно все.

 

 



 

Из истории «ДОМА С РЫЦАРЯМИ» (1913 г.),
архитектор — Валентин Дубовской

В декабре 2023 года знаменитому «Дому с рыцарями» исполняется 110 лет

В блистательной плеяде зодчих модерна имя Валентина Дубовского, автора проекта Дома с рыцарями, занимает свое особое место.
Вместе с тем о самом Валентине Евгеньевиче Дубовском (1877-1931) мы знаем крайне мало. Известно, что родился он в Петербурге. Под влиянием дяди, известного художника-передвижника Н.Н.Дубовского, увлекся живописью. В 1903г. с серебряной медалью закончил институт гражданских инженеров в Петербурге. Дальнейшая его жизнь уже связана исключительно с Москвой.
Расцвет его творчества выпал на последнее предреволюционное десятилетие. В историю градостроительства он вошел как автор доходных домов:
24 уникальных строения, в которых он мастерски интерпретировал модерн, обогащая его мотивами готики и романской архитектуры. Он один из немногих московских архитекторов, которые занимаясь застройкой Москвы в начале XX века, нашел свой узнаваемый оригинальный язык. Его дома похожи на стилизованные средневековые замки с рыцарями и псевдо-геральдическими зверями.

  

Интересно, что за год до строительства арбатского дома с рыцарями, Дубовской строит доходный дом Эпштейна в Гусятниковом переулке с очень похожим средневековым рыцарем на фасаде (cравните фото: слева — дом Эпштейна, справа — дом на Арбате, 35).

  

«Дом с рыцарями» — это законченное, цельное произведение, в котором автор применил принципы средневековой архитектуры в масштабе огромного современного здания. Многие построенные им большие доходные дома предназначались для очень состоятельных людей и отличались роскошью оформления интерьеров. Дом с рыцарями создавался для Анны Тимофеевны Филатовой, совладелицы фирмы «Philips Elektronics».
В Доме с рыцарями В.Е.Дубовской предусмотрел установку лифтов с зеркалами и кожаными сиденьями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьем, причудливые витражи с использованием средневековой символики.

  

Два подъезда были заняты респектабельными квартирами, а остальная часть дома — женской гимназией и частным пансионом Марии Ивановны Жиц. Здесь же проживали и иногородние гимназистки. В гимназии было 7 общеобразовательных классов и восьмой педагогический. Преподавались языки: немецкий, французский, английский, итальянский. Особое внимание уделялось танцам. Занятия вела балерина Большого театра М.А.Волкова. Гимназия была одной из лучших в Москве. Ее воспитанниц называли «девочки из дома с рыцарями». Кроме того, в доме размещался лучший в Москве детский сад.

При советской власти в доме появились коммуналки, но часть квартир осталась не уплотненной, в ней разместились работники Совнаркома. Здесь жили: председатель Петроградского военно-революционного комитета Николай Подвойский, член ЦК большевиков Григорий Зиновьев, командарм Иван Белов. В этом доме прошло детство композитора Эдуарда Колмановского. Существует апокриф, что именно в этом доме булгаковская Маргарита разгромила квартиру критика Латунского.

  

Менялась жизнь вокруг, а Дом все тот же.