ул. Арбат, 35
(499) 248-54-68



Наш Архив

Главная / Афиша / Архив

Календарь

<<< 2024, Май >>>
пн вт ср чт пт сб вс
  1234
5
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Информация

Касса работает:
пн-сб с 12.00 до 20.00
вс с 12.00 до 19.00
Телефоны: 8 (499) 248-00-03,
8 (499) 248-54-68.
E-mail: domaktera1@mail.ru

Дополнительную информацию о наших вечерах Вы можете получить по телефонам: 8 (499) 241-11-51 (отдел по работе со зрителем) и
8 (499) 241-17-34 (пресс-служба).

17 мая 2022. Начало в 18.00. Малый зал, 1 этаж.
«Нарцисс или История самоубийства»

  

Это премьерный показ спектакля «Нарцисс или История самоубийства» режиссера Натальи Долгановой (выпускница ГИТИСа, мастерская н.а. РФ, профессора А.Б.Тителя) по опере «Нарцисс» Владимира Ивановича Ребикова (1866-1920).
Женское коварство, разрушающий эгоизм, всепоглощающая и убивающая любовь, страсть, отречение и самопожертвование… Зрители станут соучастниками заговора, вершителями судьбы Нарцисса. Удастся ли спастись герою и остаться живым?! Какой будет исход, узнаем на премьере!
Наш спектакль позволяет по-новому взглянуть на историю о Нарциссе. Обострив конфликт между миром грез и суровой реальностью, мы дополнили оперу Владимира Ивановича Ребикова драматическим текстом молодого современного драматурга Тимофея Мамлина. Сценическое действие помещено в две реальности: бытовую, современную, понятную для восприятия зрителя, и сказку, миф в котором привык жить Нарцисс. Спектакль поставлен командой молодых талантливых исполнителей, выпускников и студентов различных творческих вузов.

Владимир Иванович Ребиков (1866-1920)
Композитор, работающий на рубеже 20 века, музыкальный реформатор.
Он делал поразительные музыкальные открытия одно за другим, ломая привычные для нас устои музыки. Раньше многих русских композиторов в творчестве Ребикова обнаруживается импрессионистские тенденции расширяя границы гармонии.
Пытался уйти от тональности, первым в русской музыке стал широко использовать целотоновый звукоряд, как единственную основу для построения музыкального произведения, находил новые лады не похожие ни на мажор, ни на минор. Раньше Скрябина применил “Прометеев аккорд” и раньше Дебюсси использовал кварто-квинтовые сочетания и параллелизм трезвучий, раскрыл возможности септ- и нонаккордов, использовал кластерные звучания, отказывался от тактовых черт.
Открытий Ребикова никто не оценил. Его ноты печатались редко, и к тому времени когда они выходили в свет, те же открытия совершал кто-то другой.

Правда и музыкально-психологическая драма.
Ребиков всегда любил театр и был против мертвой оперы, где не было живых людей, не было драмы, а была только ложь.  Он создал свое музыкально-психологическое направление, в котором есть место только свободной, ничем не ограниченной музыке, которая является языком чувств. Музыкально-психологическая драма. Он имитирует и фиксирует музыкой чувства и явления природы, заставляя зрителя поверить в правду того что он слышит и видит, почувствовать настроения и чувства главных героев. Для этого Ребиков жертвует канонами и красотой мелодии, ведь в драме хорошо всякое сочетание звуков, которое способно вызвать требуемое чувство.

Подписи.
В стремлении быть услышанным и понятным, часто излагал свои мысли в форме комментариев к своим произведениям (подписывал эмоции как в пьесах: насмешливо и свысока, с любовью, хладнокровием и тд).

Приверженец идеи слияния различных жанров: музыки и поэзии, живописи и тд.
Стремился к слиянию жанров: музыки и поэзии, музыки и живописи, музыки и театра, музыки и пластического искусства. В этих поисках создает новые музыкально- сценические жанровые формы. Наиболее показательные- это мелодекламация и ритмодекломация, в которых вырабатывались специфические приемы музыкального произнесения стихотворного и прозаического текста.
Вводит ряд новых жанровых терминов, таких как:
Мелопоэза — сотрудничество поэзии и музыки.
Меломимикасоединение мимики и инструментальной музыки. Меломимика начинается там, где кончается слово и где царит лишь одно чувство. Танцы не играют в ней никакой роли, а музыка играет в ней роль не менее важную, чем мимика.
Мелопластика — звукоподражающие пьесы жанры, через музыку в них раскрываются различные пластические образы (игра в мяч, игра в жмурки и тд).

Камерность спектакля- игра глаза в глаза. Полная реальность декораций.
Ребиков мечтал о камерном театре, о театре художественной миниатюры, театре настроений, в котором будет уничтожена рампа, стена и зрители-слушатели будут жить жизнью героев драмы. Этот “театр внутренних переживаний. В такой драме музыка является только средством вызвать у слушателя чувства и настроения. Самостоятельного значения эта музыка может и не иметь.
Из-за тонкости передачи его произведения не терпят масштабности.
Концерты, на которых Ребиков выступал в качестве пианиста, исполняя собственные фортепианные произведения, проходили преимущественно в небольших залах, в камерной обстановке с приглушенным светом, иногда в полумраке, а сам композитор-исполнитель находился за ширмой, стремясь воздействовать на слушателя, лишь звуковыми импульсами, вызвать переживания определенных чувств, настроений, эмоциональных состояний, желая завлечь в свой мир захватив душу настроением композиций.

Сила в простоте.
Его музыка может показаться довольно простой. В ней нет обычных жанровых приемов оперы- нет дуэтов, терцетов, арий. Ребиков ставит акцент на психологизм, доминирование свободного и простого стиля вокальной партии (речитатив и декламация), свободная форма музыкально-драматических сцен.
Многие его порицали за примитив выразительных средств, излишнюю сентиментальность произведений, увлечение популярными, простыми жанрами, но в этом и есть сила и оригинальность композитора, а склонность к фортепианному минимализму, к миниатюрной музыкально-психологической драме, характерная его черта. 

Провал и иллюстрация.
Его идеи провалились, открытия никто не оценил. Не всем были понятны чувства и тонкости, которые Ребиков пытался воспроизвести в музыке. Однообразие и слепая звукопередача стремление точно зафиксировать чувства, делать из музыки всего лишь кардиограмму точно фиксирующую состояние больного- такой подход неизбежно привел композитора в тупик. Он свел музыку до роли чистого фиксатора ощущений, некоего “репродуктора” эмоций. Не учел, что эмоция- это хоть и первое, но далеко не единственное слово музыки, он не учел так же и того, что совсем не всякое эмоциональное ощущение может быть реально воплощено в звуках. Тем не менее, хотя музыке отводилась подчас “иллюстрирующая” роль, она была важным средством для воплощения внутренних психологических конфликтов, состояний, чувств и настроений.

Нарцисс — автобиография.
Своеобразной автобиографией композитора стала опера Нарцисс (по Метаморфозам Овидия в переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник 1912 г.) История о юноше, влюбившемся в свое отражение и умершем от этой неразделенной любви. Ребиков был влюблен в свою теорию и запрещал себе слушать музыку других авторов, любуясь лишь своим музыкальным отражением.
 

Организаторы — Садовская А.М., Аракелов М.С.
Вход по пригласительным билетам.