ул. Арбат, 35
(499) 248-54-68



«В нашем Доме. Пушкин»

Электронный журнал конкурса-лаборатории «В нашем доме. Пушкин» (скачать)

Конкурс-лаборатория для режиссеров, актеров, театральных критиков и сценографов «В нашем Доме. Пушкин» ставит перед собой цель оказать содействие в усовершенствовании профессиональных компетенций молодых специалистов в сфере театрального искусства. Название проекта отсылает к мемуарам основателя и первого директора Дома актера Александра Эскина «В нашем доме». Александра Моисеевича заслуженно называли «душой» Дома актера, которому он отдал полвека своей жизни. Конкурс-лаборатория призвана не только продолжить традицию поддержки творческой молодежи, но и сохранить наследие своей истории.

В этом сезоне конкурс-лаборатория приурочена к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Режиссеры-участники представят эскизы по пушкинским сказкам, сценографы — макеты и афиши, а театральные критики смогут проанализировать в рецензиях и интервью московский репертуар по произведениям А.С.Пушкина. В программе конкурса-лаборатории для каждого из направлений будет проведён цикл мероприятий, направленный на усовершенствование профессиональных навыков участников: мастер-классы, творческие встречи, экскурсии, лекции, посещение спектаклей и т.д.

Среди участников жюри определит победителей в номинациях: лучшая театральная рецензия; лучшее интервью; лучший макет к спектаклю; лучшая афиша; лучшая женская роль; лучшая мужская роль; лучший эскиз спектакля. Все участники конкурса-лаборатории будут награждены Дипломом, а победителям в каждой номинации будут вручены денежные премии. По результатам конкурса-лаборатории будет издан журнал, куда войдут театроведческие рецензии, лучшие интервью, а также фотоматериалы макетов и афиш сценографов-участников.

Очный формат конкурса-лаборатории пройдет с февраля по апрель 2024 года. 

«Сценический Портал» уже второй год становится партнером молодежных проектов Дома Актёра. 4 февраля участники конкурса-лаборатории посетили экскурсию «Процесс создания декораций – от идеи до реализации» в производственном комплексе «Сценического Портала». Конкурсанты своими глазами увидели пространства, оборудование и процессы создания декораций для театров России. Экскурсию провёл Генеральный директор Артём Керпек, который подчеркнул, насколько важна слаженная совместная работа театральных специалистов и сотрудников производства на каждом этапе реализации проектов. Эта экскурсия открыла образовательную программу.
 
    
 
  
6 февраля мы побывали в Театре «У Никитских ворот», где после просмотра «Капитанская дочка» состоялось обсуждение мюзикла с режиссером, художественным руководителем театра Марком Розовским и актерами, исполнителями главных ролей: Денисом Юченковым (Емельян Пугачев), Ириной Морозовой (Екатерина II), Игорем Скрипко (Петр Гринев), Николиной Калибердой (Марья Ивановна). Марк Григорьевич подробно отвечал на вопросы, шутил, делился потрясающими историями минувших лет и заражал всех юношеской энергетикой. Именно ею пронизана его версия «Капитанской дочки», для которой режиссёр специально написал стихи песен в соавторстве с композитором Максимом Дунаевским. Вопросы участников встречи касались не только спектакля, но и в целом философии, которую много лет утверждает театр «У Никитских ворот». Большая удача, что мы имеем возможность в рамках проекта встречаться с большими режиссерами, общаться с ними, открывать их творчество с новой стороны и глубоко, всесторонне познавать профессию.
 
    


12 февраля нас принимал «Электротеатр Станиславский». Архивист Ольга Макарова провела экскурсию, подробно рассказала об истории здания, памятных датах и важных событиях театра, показала закулисье, а также познакомила с архивом. Участники встречи увидели уникальные афиши, старинные фотографии, редкие документы и прочее. Для театроведов особенно ценно было узнать о содержании деятельности архивиста театра, обсудить проблемные вопросы и специфику работы с культурными артефактами.
 
   
 

5 февраля мы посетили Театр им. Е. Вахтангова, чтобы узнать о том, как строится работа над выпуском легендарной газеты «Вахтанговец». Встречу провели Заместитель директора по репертуару и работе со зрителями Прохоров Антон Александрович и автор материалов газеты Федорова Валентина Борисовна. В библиотеке театра, в дружеской атмосфере, участники проекта смогли не только больше узнать об истории газеты, но также услышать удивительные рассказы из жизни театра и его закулисья. «Вахтанговец» с 1936 года знакомит зрителей театра с премьерами, важными датами, событиями и анонсами, восстанавливает утраченные страницы истории, биографий и многое другое. Из презентации стало очевидно, что колоссальная работа над газетой – это труд людей, свято любящих свой театр. Встреча стала для участников проекта отличной возможностью ближе познакомиться с Театром им. Е. Вахтангова. Конечно же, все забрали с собой не только знания, эмоции, впечатления, но и номера этой удивительной газеты.

    

 

19 февраля прошел мастер-класс Марии Петровны Оссовской, художественного руководителя Московского Театра Чтеца, заслуженного работника культуры РФ.
"Мастер-класс был посвящен ритмической организации слов в русском языке. И это нужно не только артисту, режиссёру, но и всем тем, чья профессия связана со звучащим словом. Мы забываем, как мы говорим. Необыкновенная мелодика русского языка ни с чем не сравнима. Но к сожалению, мы перестали уделять ей внимание и на мой взгляд, именно поэтому и преобладает безликая речь.
Мастер-класс был создан для того, чтобы обратить внимание на то, что в каждом слове есть ритм. Ударения делают слова яркими и выразительными.
Как ритм есть в каждом слове, так он есть и во фразе, и, в конечном счёте, во всём спектакле. Мне хотелось погрузить пришедших на мастер-класс в ритм слова, в музыку слова, попробовать услышать этот ритм, начать существовать в нем."

    

 

26 февраля участники конкурса-лаборатории стали одними из тех счастливцев, кому удалось посетить Музей-квартиру Евгения Вахтангова. Билетов сюда не достать, они раскупаются на месяц вперед. В небольшой квартире в Денежном переулке, недалеко от театра им.Е.Вахтангова, великий режиссёр прожил последние четыре года своей недолгой жизни. Музей, после реставрации, был открыт в 2016 году и сегодня пользуется огромной популярностью у всех тех, кому интересна история подлинного театра. Постоянная экспозиция музея-квартиры хранит записки и письма Станиславского, Немировича-Данченко, Зайцева, два рукописных стихотворения Цветаевой, портреты, фотографии коллег и друзей Вахтангова с дарственными надписями, книги, предметы мебели и многое другое. Экскурсию провела заслуженный работник культуры России Литвин Маргарита Рафаиловна. Она подробно и захватывающе рассказала о самых главных страницах биографии Вахтангова, вдохновенно погрузив всех гостей в эпоху режиссёра, во времена неутомимых творческих поисков и театральных реформ. Трепет и живой интерес к истории вахтанговского театра надолго останутся в сердцах участников прекрасной экскурсии.

    

 

1 марта специально для конкурса-лаборатории театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства им. Г. Г. Дадамяна, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России Павел Руднев прочитал лекцию «И рад бежать, да некуда...» об исторической драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». Слушатели смогли окунуться в литературную трактовку материала, задать вопросы, проверить свои предположения.

    



4 марта состоялась творческая встреча с главным художником Театра на Покровке Виктором Шилькротом, который определил тему так: «Свободный художник и коллективное творчество. Театральные противоречия». Виктор Ильич поделился своим профессиональным и творческим опытом, рассказал о знаковых работах, в том числе и по произведениям А.С.Пушкина. Формат мероприятия предусматривал живой диалог, обсуждение вопросов не только сценографии, но и в целом специфики работы художника в современном театре.

    

  

5 марта лекцию «Пушкинские мотивы в современной русской драматургии» прочитала известный драматург Елена Исаева. Она раскрыла не только заявленную тему, но также поделилась с участниками своими любимыми современными пьесами, рассказала секреты качественной драматургии, на какие «жертвы» можно пойти в угоду труппе и пригласила посетить свои спектакли в театрах Москвы.

    

 

12 марта кандидат филологических наук Людмила Александровна Карпушкина прочитала лекцию «Новаторство Пушкина-драматурга в «Маленьких трагедиях». В законченном виде А.С. Пушкин оставил только пять пьес — «Борис Годунов» и четыре «Маленькие трагедии». По его мнению, в «Борисе Годунове», где основное внимание уделяется массовой общественной борьбе и политическим событиям, душевная жизнь раскрывается недостаточно глубоко. Поэтому после этого произведения Пушкин решает в драматической форме раскрывать человеческую душу, проявляющую свои способности в необычных обстоятельствах. Об этом и о многом другом узнали все слушатели лекции.

    

 

19 марта в Арт-салоне состоялась встреча с композитором, публицистом, музыковедом-текстологом, членом Союза московских композиторов и Союза кинематографистов России, Заслуженным работником культуры РФ Антоном Олеговичем Висковым. Эта встреча стала возможной благодаря поддержке Генерального директора Ассоциации лауреатов Международного конкурса им.П.И.Чайковского, Заслуженного работника культуры РФ Андрея Михайловича Щербака, который выступил перед участниками и открыл вечер. Музыку Олега Вискова мы слышим в таких кинофильмах как «Девять героев», «Сын за отца», «Мой друг Андрей Болтнев» и др. Лекция не только раскрыла тему «Музыка в театре», но и стала настоящим моноспектаклем с декламацией отрывков из пушкинских «Маленьких трагедий» и музыкальными интермедиями. Особенностью встречи стала импровизация, которую Антон Олегович исполнил за роялем, подобрав музыкальное оформление к сцене эскиза участницы конкурса-лаборатории Анастасии Ивановой.

    

 

Завершила образовательную программу авторская экскурсия художницы по костюмам Ольги Николаевны Поликарповой. 22 марта участники посетили межмузейный выставочный проект «ПУШКИН. 225» в Государственном музее им. А.С. Пушкина, который объединил крупные федеральные и региональные музеи, библиотеки, архивы. «Хочется жить и одеваться!» – такие слова оставила в книге отзывов одна из посетительниц выставок, организованных Ольгой Николаевной. И действительно, её подробный и увлекательный экскурс, творческая самоотверженность и профессионализм вдохновляют! Несколько часов, проведенных в атмосфере пушкинского времени, оставили самые яркие впечатления и точно запомнятся надолго.

      

 

1 апреля участники-режиссеры представили свои работы, которые они готовили в течение всего Конкурса.
«Золотой петушок», режиссер: Анастасия Иванова
«Руслан и Людмила», режиссер: Майя Ермакова
«Русалка», режиссер: Марина Королькова
«Золотая рыбка», режиссер: Михаил Попков
«Руслан и Людмила», режиссер: Данил Маховиков
«Мёртвая царевна», режиссер: Петр Куртов
«Жених», режиссер: Алла Стародубова
«О трех чудесах», режиссёр: Анастасия Прищепова
«Сказка о рыбаке и рыбке», режиссер: Анна Тарасова

Члены жюри: Директор ЦДА Игорь Золотовицкий, Художественный руководитель ЦДА Владимир Иванов и Директор-распорядитель ЦДА Александр Жигалкин, выбрали победителей в трех номинациях «Лучший режиссер», »Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».

    

    

      

 

Финал конкурса-лаборатории состоялся 8 апреля.
Были вручены дипломы участников и победителей в номинациях «лучшая мужская роль», «лучшая женская роль», «лучший режиссер», «лучшая афиша», «лучший эскиз декорации», «лучшая театральная рецензия», «лучшее интервью».

Мы благодарим за сотрудничество:​​​​​​
Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова
Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»
Театр «Школа драматического искусства»
Театр «У Никитских ворот»
Российский академический молодёжный театр
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный академический театр имени Моссовета
«Электротеатр Станиславский»
Ассоциацию лауреатов Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Московский Театр Чтеца
Театр Романа Виктюка
Театр на Покровке
Компанию «Сценический Портал»
Онлайн-журнал о театре и кино Театр To Go
Информационный портал о культуре в России и за рубежом РЕВИЗОР.RU
ОколоТеатр

    

    

    

 


Информационные партнеры:

        

 


Партнеры конкурса:

                         

               

           

     

 


Спонсоры конкурса: